Мы в Facebook
Мы в LinkedIn
Мы ВКонтакте
Наш канал на YouTube

Расписание программ

+7 (727) 328-5581

+7 (701) 577-9494

Слышали ли Вы нечто подобное на своей работе:

«Нет, мне вообще не нравится ваша работа. Поменяйте что-нибудь!»

или дома:

«Может, ты уже починишь кран в ванной? Две недели уже обещаешь!»

«Ну что за бестолковый ребенок, уже два часа за уроками сидит, не может простейшей задачки решить?»

Просто прочитал эти фразы, а внутри уже все сжалось. Не хочется ни кран чинить, ни уроки делать (хотя об этом просят далеко не нас). Совсем такие слова не вдохновляют, совсем не побуждают к действию, не дают понимания сути - о чем хочет сказать человек (например, что именно не устраивает в работе), еще и на личность посягают («бестолковый ребенок»). Есть и другая сторона медали: как воспринимать обратную связь и видеть, какая информация от других людей важна, а на какую можно просто не обращать внимания, чтобы не травмировать нервную систему и научиться слышать собеседника, его истинные нужды?

Один из пяти законов Милтона Эриксона (основателя коучинга), гласит, что со всеми людьми изначально все в порядке. Просто порой для выражения наших переживаний мы, в порыве эмоций, выбираем язык, который не только не передает смысл того, что мы хотим сказать, но и переворачивает его с ног на голову. Так, мама, которая хочет, чтобы ее ребенок занимался любимой работой и стал успешным, когда вырастет, на повышенных тонах говорит, что тот полная бестолочь и не может задачи решить. У ребенка в этот момент в голове происходит несоответствие: вроде мама говорила, что любит, а сама кричит и обзывает. Это недопонимание вызывает неприятные эмоции, провоцируя реакцию - обратную той, которую ожидала мама. Т.е., успешной обратную связь можно назвать, если она в экологичной форме (не обижая человека), доносит основной смысл и выполняет свою цель: побуждает, информирует, вдохновляет, добавьте свое.

С чего же начать создание эффективной обратной связи, чтобы донести свое сообщение до собеседника, и при этом сохранить хорошее настроение?

Прежде всего, стоит определить цель, с которой передается обратная связь. Если все дело в желании выпустить эмоции и показать человеку, что он неправ – тут недалеко и до скандала. В этом случае лучше пойти и разбить пару-тройку тарелок, от этого уж точно будет больше смысла. А вот если Ваша цель наладить коммуникации и действительно дать полезный фидбек – тогда Вы обратились по адресу.

«Обратная связь, обратная связь... Сто раз про это слышал. Но в бизнесе-то она мне зачем? Я и так знаю, как лучше. А если клиенту не нравится, как мы работаем – значит, это не наш клиент».

Если похожая мысль живет и в Вашей светлой голове – пора ее выселять! Она ведь тормозит великие результаты и нескончаемые потоки прибыли.

Как говорит один мудрый человек: «Обратная связь – главное в бизнесе». При чем, от всех категорий людей: и Ваших партнеров, и сотрудников, и, ТЕМ БОЛЕЕ, клиентов. Важно только помнить несколько маркеров, определяющих, ценная и конструктивная это обратная связь, или бессмысленный поток. Вот они:

1. Конструктивность - означает, что обратная связь передается с позитивной целью – помочь человеку увидеть то, что можно сделать лучше, донося это аккуратно и вдохновляюще.

Вот тут интересно. Попробуйте отличить, где конструктивность присутствует, а где ей и не пахнет: «Терпеть не могу, как она поет. Непонятная какая-то, лучше пусть борщ пойдет варить». ЛИБО «У Вас приятный голос, и если Вы обратите внимание на высокие ноты, то характер песни удастся передать более эмоционально».

То есть, как Вы заметили, во втором варианте не было ни лести, ни грубости, ни безосновательных высказываний. Была конструктивная критика с четким предложением, как это можно улучшить.

2. Основанность на фактах – берем за основу факты. Убираем все обобщения, вроде: «Да ты всегда так делаешь!» или «Ты меня никогда не слушаешь!» Вместо этого: «Знаешь, хочу поделиться с тобой. Твои действия в отношении ситуации Х вызвали во мне эмоцию Z, вот почему…»

В начале статьи было выражение «Нет, мне вообще не нравится Ваша работа. Поменяйте что-нибудь!» Так вот, что-нибудь работники и поменяют. Но не факт, что тогда их результат Вас порадует. Важно четко говорить, что именно не устраивает и каким образом можно это изменить. Тогда Вы уже будете звучать по-другому, и своими глазами увидите, что Вас совершенно точно СЛЫШАТ.

3. Своевременность - к примеру, обратная связь по поводу сильного опоздания сотрудника, переданная через три недели, едва ли будет очень эффективной. Передавайте фидбек сразу, потом просто не будет смысла этого делать.

Совпадает? Поздравляю, только что Вам подарили порцию полезной информации, которую пора применить к действию. А вот что важно учитывать именно при ПЕРЕДАЧЕ фидбека, так это «любовь к неближним». Звучит странно, а на деле проще не придумаешь: под любовью к неближним подразумевается забота о том, кому обратную связь мы передаем. И это может быть кто угодно, даже совершенно незнакомый и, казалось бы, незначимый для нас человек. Так вот, такая забота будет выражаться в нашем намерении вдохновить человека, открыть его лучшие стороны и, при этом, говорить правду. Часто вовремя сказанная правда, даже самая болезненная, но очевидная, может стать прорывом для человека. Стоит лишь передать ее правильными словами и настроем.


Читайте также

Как вдохновить сотрудников на достижение целей бизнеса?


Это всего несколько лайфхаков, помогающих отличить важный, конструктивный фидбек от ненужной информации, а также донести свое сообщение до собеседника, сохранив ВСЕМ ресурсное настроение. Полное собрание таких технологий, упражнений и осознаний Вы получите на курсе «Эмоциональный интеллект», где вы научитесь создавать атмосферу взаимовыгодных коммуникаций, когда партнеры и клиент хотят строить с Вами долгосрочные отношения. Звоните по телефонам Центра, мы с радостью расскажем о программе и поддержим Вас и Вашу команду на пути Успеха!