Мы в Facebook
Мы в LinkedIn
Мы ВКонтакте
Наш канал на YouTube

Расписание программ

+7 (727) 328-5581

+7 (701) 577-9494

В каждом человеке — Солнце.

Только дайте ему светить.

(Сократ)

Коучинг – насколько это действительно «новое слово»?

В настоящее время становится все более и более популярным коучинговый подход. Почему такая популярность, откуда он пришел в бизнес и что называют коучингом – метод, подход или технологию?

Часто спрашивают: «А откуда он взялся? Кто его вообще изобрел?» В Казахстане - коучинг направление новое, поэтому часто встречается подобная постановка вопроса.

Коуч (англ. - coach) - специалист или тренер, проводящий тренировку.

У нас часто ассоциируют коуча с наставником или экспертом, который расскажет, покажет и научит, как правильно делать.

Давайте разбираться, что же на самом деле включает в себя эта новая технология.

Коучинг – это искусство задавать вопросы.

Подход, отражающий основной смысл современного коучинга применялся еще Сократом.

Своих учеников он подводил к истине через диалог, задавая вопросы, тем самым противопоставляя внешнее знание и внутреннее – философское, которому нельзя научить, его только можно открыть в себе самом. Сам Сократ сравнивал своё метод с искусством повивальной бабки, с разницей, что он помогает разрешиться от бремени не женщинам, а мужчинам - помогая «родить знание». В этих диалогах Сократ отводил себе роль наблюдателя, уверяя, что он «сам пуст, и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам чреват».

Коучинг – это искусство задавать вопросы. И не простые вопросы, а вопросы, которые помогают осознавать. Вопросы, которые стимулируют задуматься, заглянуть внутрь себя или посмотреть на ситуацию со стороны, найти самую суть, понять и увидеть варианты и возможности, получить новое знание.

Основной инструмент коуча – это открытые, сильные, трансформационные вопросы.

Суть коучинга – формирование осознанности и ответственности.

Коучинг как современная технология сформировался на рубеже 80-90гг XXвека.

Тимоти Голви - один из основателей коучинга как подхода, в середине 70-х гг., оставив работу в области образования и работая тренером по теннису в спортклубе, исследовал процессы обучения и изменений у спортсменов. В спорте есть хорошая возможность непосредственно наблюдать поставленные цели и их достижение. И Голви заметил, когда спортсмен доверяет экспертной оценке тренера, то он сводит свою ответственность только до уровня точного выполнения того, что ему сказал тренер. В результате этого сильно снижается готовность спортсмена научиться и нести ответственность за свое обучение и за свои результаты.

В 1974 году Голви издает книгу «Внутренняя игра в теннис», в которой он впервые описал свое видение тренерской работы - коучинга. Эта первая его книга стала международным бестселлером. Впоследствии Голви издал еще несколько книг, в том числе книгу «Работа, как внутренняя игра», в которых описал применение метода «внутренней игры» в бизнесе.

Коучинг как метод, позволяет повышать свою собственную осознанность, принимать ответственность и контролировать результаты. На самом деле мы можем контролировать лишь то, что осознаем, что мы не осознаем – контролирует нас.

Смысл коучинга – движение к цели.

Сэр Джон Уитмор - один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создал, ставшую популярной в бизнесе модель коучинга GROW.

На первом этапе - Goal - Цели - происходит ранжирование целей на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Reality - Реальность - это ориентация в текущей обстановке – оценка ресурсов и возможностей.

Options - Выбор - Это этап определения стратегий, планов и вариантов действий.

Will - Намерение - Этап выбора и принятия решения - что делать, как делать, кто это будет делать и ради чего?

Коучинг позволяет осознать и оценить ресурсы в настоящем и всегда направляет вас в будущее.

Согласитесь, что создание решений более эффективно, чем решение проблем. И это один из ключевых фокусов внимания – стремление к желаемому результату.

Принципы.

Международный стандарт коучинга основывается на базовых принципах, сформулированных американским психотерапевтом – Милтоном Эриксоном.

Их всего пять.

С каждым человеком все Окей. Этот первый принцип очень прост и одновременно очень сложно поверить в это, ведь с детства нас учили оценивать и нас оценивали из категории «хороший - плохой». Но на самом деле с каждым человеком все в порядке.

Второй принцип: намерение всегда позитивно. В основе любого поведения всегда лежит позитивное намерение. Как бы ни поступал человек – в основе его поведения лежит позитивное намерение по отношению к самому себе. Со стороны его поведение может казаться отрицательным и негативным, но если вы сможете посмотреть на ситуацию глазами этого человека...

Всегда есть все необходимые ресурсы. Это третий принцип. Человек сам является источником всех необходимых ресурсов и знаний.

Четвертый принцип – человек всегда делает наилучший выбор, из доступных ему на момент выбора, вариантов.

И пятый принцип - изменения не только возможны, изменения – неизбежны. Изменения происходят постоянно и одни изменения влекут за тобой другие изменения, и эти изменения, в свою очередь, провоцируют следующие и так далее. Каждый наш выбор и каждое наше действие ведет к изменениям.

Следуя этим принципам профессиональный коуч способствует раскрытию потенциала и всех внутренних возможностей человека. Коучинговый подход в бизнесе, основанный на этих принципах позволяет руководителю развивать и мотивировать своих подчиненных, создавать действительно сильные и созидательные команды.

Возможности и выгоды.

Своей целью коучинг ставит выявление в людях и в командах самых лучших и сильных качеств, развивая и используя которые мы получаем большую эффективность и производительность.

Следование принципам коучинга и признание ценности («окей-ности») людей - влекут за собой улучшение взаимоотношений в команде, создание единого поля взаимодействия и творческого созидания, больше креативных идей и нестандартных решений.

Большая гибкость и умение приспосабливаться к переменам – еще один из результатов применения коучингового подхода в компаниях.

Фокус на достижение целей, на создании решений, на возможности осуществлять осознанный выбор – все это ведет к повышению уровня и качества проживания жизни.

Изменения неизбежны.

Командно-контрольные методы управления перестают быть эффективными, ведь новое поколение Y требует определенного отношения к себе. Они настаивают на большей свободе выбора и большей ответственности за свой выбор, они хотят получать радость и удовольствие от работы – инструкции, иерархия, авторитарность демотивируют и снижают вовлеченность в процесс достижения целей.

В такой ситуации коучинговый подход позволяет повысить эффективность и удержать хороших сотрудников, мотивировать их создавать лучшие результаты.

Коучинг, как стиль и формат мышления влечет за собой позитивные изменения во всех сферах в организационном и личном плане.

Ирина Рождествина

коуч ICF